ШКОЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА

МБОУ "Средняя школа №2 г.Грязовца"

Категории раздела

В помощь библиотекарю [50]
Библиотечные уроки [15]
Слайды презентаций [8]
Тематические подборки книг [44]
Писатели, поэты [24]
Художники-иллюстраторы [3]
В помощь учителю [18]
В помощь родителям [20]
В помощь учащимся [49]
На просторах Интернет [4]
Случайное знакомство в сети. Сайты, к которым захотелось вернуться.
Разное [214]

Поиск

Писатели

"Спешите делать
добрые дела!"
К 105-летию
со дня рождения
Александра Яшина

"Буду стеблем"
Посвящается творчеству
Ольги Фокиной

"Душа бессмертна"
Посвящается творчеству
В.И. Белова

Наш опрос

Кто Вы?
Всего ответов: 1326

Группа ВКонтакте



Школьная библиотека ВКонтакте

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Из опыта работы библиотекаря » Библиотечные уроки [ Добавить статью ]

Работа с журналами. 1 кл.

Библиотечный урок в 1 кл.

Обзор детских журналов школьной библиотеки.

Цель.
Сформировать представление читателей о назначении детского журнала «Весёлые картинки»,  его основной тематической направленности, структуре; научить находить в журнале названия статей, их авторов, художников; формировать интерес первоклассников к чтению детских периодических изданий; развивать речевые навыки читателей.

Задачи. Ознакомление читателей младших классов с детскими журналами, которые имеются в школьной библиотеке, посредством просмотра слайдов презентации, подробного знакомства с журналом  «Весёлые картинки», индивидуальной работы с журналами, обсуждения полученной информации.

Слайд 1.
Обзор детских журналов школьной библиотеки.
Сегодня на библиотечном уроке мы ознакомимся с детскими журналами, которые выписывает школьная библиотека. Мы познакомимся с героями, которые живут на страницах этих журналов и помогают нам лучше понять то, о чём хочет рассказать тот или иной номер журнала.

Слайд .2.
Журналы для самых маленьких.
Журналов в библиотеке много, но сегодня мы будем говорить о тех журналах и работать с теми из них, которые предназначены для самых маленьких читателей.

Вопрос к читателям. Знакомы ли вам названия журналов, которые вы видите на слайде?( Весёлые картинки, Филя, Винни и его друзья, Мурзилка, Простоквашино). Какие детские журналы выписывают для вас родители?

Слайд 3.
Журнал «Весёлые картинки».
Детский юмористический журнал «Веселые картинки» начал выходить в свет с 1956 года. В сентябре месяце 2011 года он отметил своё 55-летие.

Идея появления «Веселых картинок» принадлежала Ивану Семенову — популярному карикатуристу газеты того времени «Крокодил». Он стал первым редактором журнала.

Название журнала выбирали исходя из того, что маленькие дети, для которых он предназначался, охотно рассматривают забавные и веселые картинки, сопровождаемые короткими остроумными надписями. Но очень скоро выяснилось, что журнал вместе с детьми читают и взрослые. Так в «Веселых картинках» появились стихотворения, рассказы, считалки, загадки. Он стал не только детским, но, что не менее важно, «семейным» журналом.

http://www.merrypictures.ru/history1/

Журнал выходит 1 раз в месяц.
Карикатура – рисунок в подчёркнуто смешном виде.

Слайд 4.
Первый редактор журнала.
Редактор журнала  – это его руководитель, утверждающий содержание каждого номера.

Здесь нарисован Иван Максимович Семёнов - первый главный редактор журнала «Весёлые картинки». (Художник Виктор Чижиков).

Весёлых человечков
Весёлый человек
Привёл в журнал однажды
И поселил навек.
 
И стали человечки
Друзьями всех ребят.
Стихи им сочиняют
Рисуют, веселят!
 
Так будет продолжаться
Ещё немало лет!
Ты видишь на странице
Художника портрет.
 
Художника, который
Придумал наш журнал,
Весёлых человечков
В весёлый путь позвал!

Слайд 5.
История Весёлых человечков.
Давайте познакомимся поближе с этими героями журнала «Весёлые картинки».
Жили-были в разных странах и разных сказках Весёлые человечки: Карандаш, Петрушка, Самоделкин, Чиполлино, Гурвинек, Дюймовочка, Буратино, Незнайка. У каждого из них была своя история, своя сказка.
Однажды Весёлые человечки встретились и решили больше никогда не расставаться. Они стали лучшими друзьями девчонок и мальчишек, проживающих не только в России, но и в странах СНГ, Европы и даже Америки!
Сегодня в компании Весёлых человечков ты можешь путешествовать по сказкам, в космосе, по джунглям и т. д. Для этого только нужно выбрать раскраску-комикс с понравившимся тебе названием.

Слайд 6.
Карандаш.
Карандаш — самый главный в компании Весёлых человечков. Его придумал очень известный художник, основатель журнала «Весёлые картинки» Иван Семёнов.
Карандаш — умница, эрудит, талантливый живописец. Все его любят и уважают за доброту, обширные познания и отличное чувство юмора.

Вот что он сам о себе говорит.

(Текст читает ученик. Он выходит с рисунком, который заранее приготовил  дома. Рисунок крепится на доску с помощью магнита):

– Однажды колдун околдовал целый город. Всё стало белым, даже вороны… А ведь дело-то было летом. Но тут появился я, Весёлый Карандаш. Речка стала синей, листья зелёными, щёчки малышей – розовыми. Белым я оставил только сливочное мороженое. Как красиво, когда всё вокруг разноцветное!

Марина Дружинина
Поправил Карандаш
                        берет-
Пора приняться за портрет:
- Соберитесь,
                        причешитесь,
И, конечно,
                        улыбнитесь!

Слайд 7.
Петрушка.
Петрушка пришёл в «Весёлые картинки» из представлений площадного театра, которые в России устраивались в дни праздников и ярмарок. Петрушка находчивый и справедливый, большой любитель розыгрышей и сюрпризов.
 
Чтец (с рисунком):
Здрасьте, почтеннейшие ребята! Я из кукольного театра.
Известно всему свету:
Меня веселее нету.
Для меня пустяки, безделка –
Озорная проделка.
Все мои шутки любят.
Встретимся в нашем Клубе.
Затеем забаву
На славу…
 
Слайд 8.
Буратино.
Буратино родился в Италии, там его знают под именем Пиноккио. А у нас в России он стал известен как герой сказки Алексея Николаевича Толстого «Приключения Буратино». Среди Весёлых человечков Буратино самый любопытный и любознательный.
(Книга А.Н. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино).

Чтец (с рисунком):
– А про меня, ребята, читали? Я знаменитый деревянный человечек. Из полена. У меня в кармане золотой ключик  от всяких сказок. Вместе с друзьями я победил Карабаса-Барабаса.
Кто попадает в беду, тот умеет ценить дружбу!
 
Слайд 9.
Самоделкин.
Самоделкин — робот, электронная машина последнего, самого «продвинутого» поколения. Он известный борец с компьютерными вирусами, всё делает основательно, аккуратно и неторопливо.
 
Чтец (с рисунком):
– Носик – винтик, ушки – гаечки… Узнаёте мня? Я мастер Самоделкин. Могу построить ракету. И починить утюг.
 
Мне нужны такие вещи:
Молоток, тиски и клещи,
Ключ, напильник и ножовка.
А всего нужней сноровка.
 
И дружу я со всеми, кому нравится всё делать своими руками.
 
Слайд 10.
Чиполлино.
Чиполлино — ещё один итальянец в «Весёлых картинках», очень смешливый и проказливый, любит путешествовать и придумывать забавные истории, имеет много друзей.
(Книга Дж. Родари «Приключения Чиполлино»).
 
Чтец (с рисунком):
– Я – весёлый Чиполлино.
Вырос я в Италии –
Там, где зреют апельсины,
И лимоны, и маслины,
Фиги и так далее…
Родись я в России, меня бы назвали Луковкой. На Украине – Цибулькой. Всюду у меня милые братишки. Самый полезный витамин – витамин  смеха. А кто же смеётся в одиночку? Вот я и отправился в гости к вам, ребята.
 
Слайд 11.
Дюймовочка.
Дюймовочка — единственная девочка в этой мальчишеской компании. Она — героиня сказки Х. К. Андерсена, но и на страницах «Весёлых картинок» чувствует себя как дома. Очень славная, кокетливая. Любит не только танцевать и нарядно одеваться, но и читать.
(Книга Г.Х. Андерсена со сказкой «Дюймовочка»)
 
Чтец (с рисунком):
Я пришла из сказки Андерсена. Сколько там приключений! Хотите, я угощу вас салатом из цветочной пыльцы? Что значит моё имя? Есть такая мера длины – дюйм. Это два с половиной сантиметра. Вот какая я маленькая. По-моему, в Клубе весёлых Человечков я подросла. И стала чуть больше…
 
Слайд 12.
Гурвинек.
Гурвинек однажды как турист приехал к нам в гости из Чехословакии. (Сейчас это два  государства: Чехия и Словакия). Да и остался. Он очень воспитанный, умный. За разносторонние знания в компании его ласково называют «почемучкой».
 
Чтец (с рисунком):
– Я, ребята, приехал из Чехословакии. Но очень люблю бывать и в Клубе Весёлых Человечков. Чувствую себя здесь как дома. Слушаю весёлые истории и рассказываю ребятам свои.
 
Слайд 13.
Незнайка.
Незнайка — герой сказки Николая Носова, которого знают все. И хотя он не прочь приврать, поозорничать, схитрить, Весёлые человечки приняли его в свою компанию. И в какие бы ситуации этот непоседливый шалун ни попадал, друзья всегда протянут ему руку помощи. Потому что девиз Весёлых человечков, как и у мушкетёров: «Один за всех и все за одного!»
(Книга Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей»)
 
Чтец (с рисунком):
– Приключения Незнайки
Знают все на свете знайки.
Я эти стихи сам придумал. Я очень способный. Больше всего люблю небылицы. А что лучше, не знаю: шапка-невидимка или ковёр-самолёт?
Говорят, я всё делаю шиворот-навыворот. Но если я ошибусь, ребята меня поправят.
 
Для закрепления можно продемонстрировать номера журналов, где на обложке крупным планом изображены весёлые человечки, и попросить читателей узнать и назвать их.
 
Слайд 14.
«Филя» для самых маленьких.
Приложение-вкладка к журналу «Весёлые картинки».
Содержит рассказы  и стихи о природе, красочные иллюстрации, развивающие задания, кроссворды.
Для детей младшего школьного возраста.
 
Слайд 15. Задания.
Практическая часть урока.
Даётся время на работу с журналом «Весёлые картинки».
Положите, пожалуйста, журнал так, чтобы первая страница его обложки смотрела на вас.
  1. Найдите название журнала на его обложке;
  2. Найдите изображения Весёлых человечков в названии;
  3. Назовите, кого из Весёлых человечков вы видите на обложке в названии журнала в первой строчке, во второй строчке;
  4. Найдите на обложке информацию, что это детский журнал;
  5. Поднимите руки, у кого на парте лежит журнал, где написано, что он юмористический;
  6. Определите номер журнала, лежащего перед вами;
  7. Найдите информацию, где указан год выпуска журнала;
  8. Откройте журнал, полистайте, рассмотрите иллюстрации, обратите внимание на игровые странички в конце журнала.
  9. Найдите в журнале стихи, рассказы, определите их заглавия; чем заглавие отличается от основного текста? (Цветом, размером и формой букв).
  10. Найдите информацию о том, кто автор стихотворения или рассказа, кто автор рисунка (художник).
Закройте, пожалуйста,  журнал так, чтобы первая страница его обложки смотрела на вас.
К сведению. В журналах, которые имеются в школьной библиотеке, нельзя писать ответы к кроссвордам, раскрашивать прямо в журнале и так далее.
Подумайте, почему?

Слайд 1
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4




Слайд 5
Слайд 14
Слайд 15
Слайд 17





Использовались материалы журнала «Весёлые картинки», №9,10 2011г. (Слайды 4-13).

Подведение итогов урока.

Вопросы:

  • С каким журналом вы сегодня подробно ознакомились? («Весёлые картинки»).
  • Сколько всего Весёлых человечков в журнале? (8. Посмотреть рисунки на доске).
  • Как зовут Весёлых человечков? (Посмотреть рисунки на доске).
  • Что можно назвать «лицом журнала»? (Обложка).
  • Какую информацию мы видим на обложке журнала? (Название, номер, год).
  • Какой «характер» у журнала «Весёлые картинки»? (Юмористический).
  • Для чего нужны детские журналы? (Для дополнительного чтения, для получения знаний, для отдыха и развлечения, для развития мышления).
Если останется время, то можно рассказать и о других журналах…
У нас времени не осталось, и подробнее с остальными журналами мы будем знакомиться позже, на другом библиотечном уроке.







В планах.
Библиотечный урок. (Продолжение).

Цель. Сформировать представление читателей о назначении детских журналов, имеющихся в школьной библиотеке,  их основной тематической направленности, структуре; отрабатывать навыки нахождения в журналах названий статей, их авторов, художников; формировать интерес первоклассников к чтению детских периодических изданий.

Задачи.
Ознакомление читателей младших классов с детскими журналами, которые имеются в школьной библиотеке, посредством просмотра слайдов презентации, подробного знакомства с журналами «Винни и его друзья», «Мурзилка», «Филя», «Простоквашино», «Трамплин», «Эскиз», индивидуальной работы с журналами, использования развивающих задний из детских журналов.

Подведение итогов урока.
С чем мы сегодня познакомились на библиотечном уроке? (С журналами).
Вспомните, какой «характер» у журнала «Весёлые картинки»?(Юмористический).
С какими «по характеру» детскими журналами мы познакомились сегодня, о чем рассказывают детские журналы?
  • О природе («Филя»);
  • Познавательными, развлекательными («Винни и его друзья»,  «Простоквашино»);
  • Литературно-художественными («Мурзилка»);
  • Об искусстве («Эскиз»);
  • О спорте («Трамплин»).

 Для чего нужны детские журналы?

  • Для дополнительного чтения;
  • Для получения информации об окружающем мире;
  • Для развития мышления;
  • Для развлечения и отдыха.
Категория: Библиотечные уроки | Добавил: vodanica (09.02.2012)
Просмотров: 18888 | Теги: библиотечные уроки, Детские журналы
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Вход на сайт

Книжные выставки


"НЕ ЗАБЫТЬ..."
"Дорога в космос"

200-летие
победы России
в Отечественной войне 1812 года

1150-летие
зарождения российской государственности

Книги по истории нашего края

О писателях


"Сказка и быль"
К 110-летию
со дня рождения
Аркадия Гайдара

"Только любовью..."
К 200-летию
со дня рождения
И. С. Тургенева

"Моим стихам..."
К 120-летию
со дня рождения
М.И. Цветаевой

"Детский писатель
с морскою душой"
К 135-летию
со дня рождения
Бориса Житкова

Чуковский К.И.
135 лет со дня рождения

К 305-летию со дня рождения
М.В. Ломоносова

Достоевский Ф.М.
195 лет со дня рождения

Материалы сайта