ШКОЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА

МБОУ "Средняя школа №2 г.Грязовца"

Категории раздела

Объявления [151]
Поступление книг и учебников [33]
Праздники [34]
Памятные даты [148]
Наши конкурсы [31]
Здоровье, спорт [4]
В гостях у книжки [58]
По страницам старых книг [20]
Книги и чтение [22]
О книгах, чтении, читателях [6]
Виртуальные экскурсии [11]
Гостевые путешествия по страницам сайтов других школьных библиотек и сайтам Интернет
Мысли из Интернет [3]
Обсуждение проблем, событий, фактов
На стенде школьной библиотеки [18]
На сайте будет виден материал, который применяется на информационном стенде в школьной библиотеке

Поиск

Писатели

"Спешите делать
добрые дела!"
К 105-летию
со дня рождения
Александра Яшина

"Буду стеблем"
Посвящается творчеству
Ольги Фокиной

"Душа бессмертна"
Посвящается творчеству
В.И. Белова

Рисунки читателей



Конкурсы библиотеки



Конкурсы библиотеки

Открытки



Конкурсы библиотеки



Конкурсы библиотеки

Наш опрос

Кто Вы?
Всего ответов: 1289

Каталог статей

Главная » Статьи » Новости библиотеки » Памятные даты [ Добавить статью ]

Михаил Пришвин
Михаил Михайлович Пришвин (1873-1954)
 
«...Это писатель труженик, пытливейший искатель чистого и высокого слога, иссле­дователь тончайших и нежнейших чувств человека, писатель-патриот, писатель-путе­шественник, живописующий своим велико­лепным языком одинаково сильно Дальний Восток, Среднюю Азию, север России и Подмосковье... он выступил сразу в каче­стве вполне оригинального и самостоятель­ного автора, со своим творческим лицом, соединяя, в себе талант художника и на­блюдательность ученого».
 Всеволод  Иванов.

 


 

Книги М.М. Пришвина в школьной библиотеке
  
   Родился Михаил Пришвин в 1873 году в селе Хрущеве Соловьевской волости Елецкого уезда Орловской губернии, по старому стилю 23 января (4 февраля н.ст.), когда, как он сам говорил, «прибавляется свет на земле и у разных пушных зверей начинаются свадьбы...» [4, с. 5].
   Он родился «в усадьбе с двумя белыми камен­ными столбами вместо ворот, с прудом перед усадьбой и за пру­дом уходящими в бесконечность черноземными полями. А в дру­гую сторону от белых столбов в огромном дворе, тесно к садам, стоял серый дом с белым балконом» [4, с. 6]. В том большом сером помещичьем доме и родился Михаил Пришвин.
   С малолетства он чувствовал себя в этой усадьбе «ряженым прин­цем», а ему хотелось быть либо «просто мужиком»,  либо «сделаться настоящим принцем, как в замечательной детской книге «Принц и нищий» [4, с. 6]. Его отец, Михаил Дмитриевич Пришвин, получил Хрущево в наследство от Дмитрия Ивановича Пришвина, своего отца. «Случилось однажды, он про­играл в карты большую сумму. Чтобы уплатить долг, пришлось продать весь конский завод и заложить имение по двойной заклад­ной» [4, с. 6]. Вскоре после этого он умер, и его жене, «женщине в сорок лет с пятью де­тьми мал мала меньше, предоставил всю жизнь работать «на банк» [4, с. 6]. Свою мать Михаил Пришвин очень любил и уважал.
   Он вспоминал: «Работая по-своему неустанно с утра до вечера, учитывая каждую копейку, мать моя под конец жизни все-таки выкупила имение и всем нам пятерым позволила получить высшее образование» [4, с. 7].
   Окончив в 1882 году сельскую школу, Пришвин поступает в Елецкую классическую гимназию. Там с ним произошёл случай, который запомнился ему на всю жизнь. Три маленьких гимназиста уплыли по реке Быстрой Сосне в воображаемый край «Азию», но были тут же пойманы и возвращены в гимназию. Над ними все подсмеивались, и только один учитель заступился за Михаила, «разъяснил ученикам хорошую сторону побега «в небывалое
». Из других учителей никто об этом не догадался» [4, с. 7]. Но этот же учитель уже за другую незначительную провинность настоял на исключении из гимназии Михаила Пришвина. Об этом он позже рассказал в автобиографическом романе «Кащеева цепь». Этого учителя звали Розанов Василий Васильевич, который впоследствии стал писателем и философом, и с которым уже много лет спустя они подружились.
   Проучившись в Елецкой гимназии до 4 класса, Пришвин переезжает в Тюмень к своему дяде, крупному сибирскому промышленнику. «Окончив шесть классов тюменского реального училища и сдав экстерном экзамены за седьмой класс, осенью 1893 года М. Пришвин поступает в Рижский политехникум на химико-агрономическое отделение. Здесь он увлекся политикой» [2, с. 5]. Он участвовал в работе революционного кружка, читал и занимался переводами с немецкого книг, которые в то время были запрещены в России. За свою деятельность он был посажен на год в Митавскую тюрьму, а затем «сослан в Елец под гласный надзор полиции» [2, с. 5].
   «Не имея возможности учиться в высших учебных заведениях России, Пришвин в 1900 году вынужден был уехать в Германию, где поступил в Лейпцигский университет на агрономическое отделение философского факультета. Там он постепенно отошёл от революционной борьбы» [2, с. 6]. Михаил Пришвин оказался в центре научного мира. В это время он одновременно увлекается и искусством, и наукой. Он посещает научные лекции и музыкальные концерты.
   «Еще в Германии знаменитый химик Оствальд обратил особое внимание па студента Пришвина, и тот стал работать в его лаборатории. Что заставило Пришвина в те годы отдаваться с такой страстью химии? На это он отвечает, что «занялся химией исключительно потому, что профессор увлек его своей догадкой о близости химической реакции к реакции жизни» [4, с. 9]. И уже тогда, в университетские годы, для будущего художника слова «определяется основная направленность его исканий: «достигать недостижимое и не забывать о земле.
   Работа в лаборатории сменяется занятиями высшей математикой. Вот когда Пришвин обнаруживает в себе «два ума: один — где только мера и счет, другой — в мгновенном схватывании без всякого счета и меры» [4, с. 9].
   «Вернувшись в 1902 году в Россию, он работает агрономом в Клинском уезде, а затем в лаборатории профессора Д.Н. Прянишникова в Петровской сельскохозяйственной академии в Москве, в Луге на Опытной станции (1903-1905), одновременно сотрудничая в агрономических журналах» [2, с. 6].
   Работая научным сотрудником на Опытной станции Заполье, он начинает понимать, что не в этом его призвание. «Пришвина привлекает совсем другое: в поле, среди работ, в лаборатории, на улице он записывал, иногда на спичечной коробке, иногда на кусочке бересты, услышанные им выразительные народные слова. Дома он, сам не зная для чего, стал переписывать их в тетрадку. Так начался Пришвин как писатель. Это призвание определило всю его дальнейшую жизнь» [4, с. 10]. Однажды с ним произошёл случай, который стал поводом к перемене в его жизни. «Попечитель агрономической станции, местный помещик, генерал Глазенапп потребовал, чтобы молодой сотрудник прислал розы к какому-то его семейному празднику. Сотрудник ответил, что цветы существуют на станции для опытных целей, а не для начальства. Это была недозволенная дерзость. И Пришвина уволили» [4, с. 10].
   Оставив агрономию, Пришвин становится корреспондентом петербургских газет «Русские ведомости», «Речь», «Утро России», «День» и других. В то же время он испытывает неудовлетворенность своей жизнью. Знакомство Пришвина с Н.Е. Ончуковым, известным этнографом, исследователем Севера, собирателем фольклора, вдохновило его на путешествие. Вместе с Ончуковым он составляет план своего первого путешествия по Олонецкой губернии.
   «В 1906 году, купив на последние деньги охотничье ружье, Пришвин отправляется в северные леса. Он попадает в Выговский край неисследованного, дикого в те времена Севера, на берега Надвоицкого водопада. «Именно это место, Выговский край — вот эти выговские воды были родиной моей, как писателя», — вспоминает Пришвин.
   Отправляясь в «край непуганых птиц», он хочет найти свое настоящее дело…Пришвин становится профессиональным писателем. Привезенные им вместе с образцами фольклора путевые заметки оказались художественным произведением» [4, с. 11], в котором проявилась «зоркая наблюдательность художника».
   Тогда же, «в 1906 году был напечатан в одном из петербургских журналов его первый рассказ для детей – «Сашок», а в 1907 году появилась первая книга «В краю непуганых птиц». Эта книга представляет не только интерес литературный, но и географический, этнографический, фольклорный. За нее Пришвин получил звание действительного члена Российского географического общества и серебряную медаль» [1, с. 564].
   Вторую книгу своих северных странствований М. Пришвин назовет «Колобок» [3, с. 11].
   «Первая книга Пришвина «В краю непуганых птиц» заканчивается картиной людского потока – «водопада» на улице Петербурга: «Это не толпа, это не отдельные люди. Это глубина души одного гигантского существа, похожего на человека. Мелькают, сменяются его желания, стремления, ощущения. Но само неведомое существо спокойно шагает вперёд и вперёд» [4, с. 15].
   «После «Края непуганых птиц» Пришвин создает произведения, в которых описывает свои похождения по России…….. Они – как следы писателя по родной земле: Казахстан… Дальний восток… Средняя Россия…» [4, с. 15-16].
   Книга сороковых годов «Осударева дорога» заканчивается тем же образом водопада и близко повторяет концовку первой книги: «Весь водопад как единое существо живет своей жизнью, и сквозь хаос и гул явно слышится, как будто кто-то великий ступает и все вперед и вперед» [4, с. 15].
   «Победное окончание Великой Отечественной войны в 1945 году Пришвин встретил повестью «Кладовая солнца» [4, с. 16]. Точнее, это сказка-быль. Сюжет о двух детях, заблудившихся в лесу. «Пришвин впервые называет свое произведение сказкой. Сказка – это точное определение стиля и  содержания пришвинского творчества. Сказка по Пришвину – это созидательная сила мечты…» [4, с. 16].

   Последнее произведение Михаила Пришвина – «Корабельная чаща» –  это повесть-сказка. В его центре – «великий разлив северных рек, из которого как бы вытекает дальнейшее развитие сюжета, приобретая новое движение и силу» [4, с. 15].  
   Кроме темы природы в творчестве М.Пришвин прослеживается и тема обращения к своему внутреннему миру. Это отражается в дневнике писателя, как в документе жизни. По его дневнику были созданы циклы «Лесная капель», «Фацелия», «Глаза земли»…
   «За Пришвиным прочно закрепилось определение «певца природы». Действительно, природа — это творческая лаборатория писателя, его рабочий кабинет. Здесь он черпал поэтическое вдохновение и «записывал» многие  удивительные  явлений  прямо  с  натуры.
   Художественные поиски М. М. Пришвина не замыкались пределами леса. Определение «певец природы» не охватывает всей многогранности творчества писателя. За полвека деятельности в литературе………Пришвин оставил после себя десятки произведений самых разнообразных жанров — от публицистических и бытовых очерков до романа-сказки и киносценария………. Его всегда волновала судьба Родины, русского народа, устное поэтическое творчество которого он считал истоком своей литературной деятельности. «Мое слово получено мною от русского народа через его устную словесность» [2, с. 4].
   Традиции Пришвина нашли продолжение в творчестве таких писателей, как Г.А. Скребицкий, Н.И. Сладков, Е.И. Чарушин, Э.Ю. Шим и др.

Цитаты из источников:
  1. Горышин Г. Перечитывая Пришвина / Глеб Горышин // Пришвин, М.М. Кладовая солнца. Глаза земли. Корабельная чаща / М.М. Пришвин ; [послесл. Глеба Горышина]. Л. : Лениздат, 1978. С. 559-566.
  2. Пахомова М.Ф. Михаил Михайлович Пришвин. Л.: Просвещение, 1970. 128 с.
  3. Пришвин М.М. Творить будущий мир. М. : Молодая гвардия, 1989. 224 с.
  4. Пришвина В.Д. Круг жизни / В.Д, Пришвина // Пришвин М.М. Избранные произведения. В 2 т. Т. 1. М. : Художественная литература, 1972. С. 5-21.

 

 

 

 

 

Библиографический список материалов школьной библиотеки о М.М. Пришвине:

 

  1. Горышин, Г. Перечитывая Пришвина : [послесловие] / Глеб Горышин // Пришвин, М.М. Кладовая солнца. Глаза земли. Корабельная чаща / М.М. Пришвин ; [послесл. Глеба Горышина] – Л. : Лениздат, 1978. – С. 559-566.
  2. Дановский, А.В. Детская литература  [Текст] : Хрестоматия : учеб. пособие для пед. училищ по спец. 2001 «Преподавание в нач. классах общеобразоват. школы» / сост. А.В. Дановский. – М. : Просвещение, 1978. – С. 251-252.
  3. Ершов Г.А. М.М. Пришвин. Золотой Луг : [комментарии] / Г.А. Ершов // Пришвин М.М. Золотой луг / М.М. Пришвин [и др.] ; вступ. ст. В.А. Солоухина [и др.]  ; коммент. Г.А. Ершова [и др.]; рис. Н.А. Устинова. – М. : Дет. лит., 1982. – С. 685-689.
  4. Пахомова, М.Ф. Михаил Михайлович Пришвин [Текст] / М.Ф. Пахомова ; [рец.: к.ф.н. А.И. Павловский, Т.Ю. Хмельницкая]. – Л. : Просвещение, 1970. – 126, [2] с.
  5. Пришвин, М.М. Творить будущий мир [Текст] : [очерки, письма] / М.М. Пришвин ; сост. и авт. примеч. Л.А. Рязанова ; предисл. В. Курбатова ; [исп. фотоработы М.М. Пришвина и фото из семейного архива].  – М. : Молодая гвардия, 1989. – 221, [3] с. -  Писатель – молодежь – жизнь. – ISBN 5-235-00564-3.
  6. Пришвина В.Д. Круг жизни [Текст] : [вступительная статья к книге] / В.Д. Пришвина // Пришвин М.М. Избранные произведения. В 2 т. Т. 1 / М.М. Пришвин ; сост. и вступ. статья  В.Д. Пришвиной ; [на вкл. портр. работы Г. Верейского]. – М. : Художественная литература, 1972. – С. 5-21.
  7. Солоухин В.А. Очарованный странник : [вступительная статья] / В.А. Солоухин // Пришвин М.М. Золотой луг / М.М. Пришвин [и др.] ; вступ. ст. В.А. Солоухина [и др.]  ; коммент. Г.А. Ершова [и др.]; рис. Н.А. Устинова. – М. : Дет. лит., 1982. – С. 5-14.
  8. Фёдоров, В. Предисловие [Текст] / В. Фёдоров // Пришвин М.М. Курымушка [Текст] / М.М. Пришвин ; предисл. В. Федорова ; иллюстр. В. Панова. – М. : Дет. лит., 1986. – С. 5-10.

 

Категория: Памятные даты | Добавил: vodanica (01.02.2013)
Просмотров: 4574 | Теги: Пришвин М.М.
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Вход на сайт

Книжные выставки


"НЕ ЗАБЫТЬ..."
"Дорога в космос"

200-летие
победы России
в Отечественной войне 1812 года

1150-летие
зарождения российской государственности

Книги по истории нашего края

О писателях


"Сказка и быль"
К 110-летию
со дня рождения
Аркадия Гайдара

"Только любовью..."
К 195-летию
со дня рождения
И. С. Тургенева

"Моим стихам..."
К 120-летию
со дня рождения
М.И. Цветаевой

"Детский писатель
с морскою душой"
К 135-летию
со дня рождения
Бориса Житкова

Чуковский К.И.
135 лет со дня рождения

К 305-летию со дня рождения
М.В. Ломоносова

Достоевский Ф.М.
195 лет со дня рождения

Материалы сайта

Весна


Конкурсы библиотеки



Конкурсы библиотеки

Группа ВКонтакте



Школьная библиотека ВКонтакте

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0