Цели. Сформировать у читателей представление о М.В. Ломоносове как о человеке энциклопедических знаний, который хотел видеть российский народ грамотным, верил и доказывал то, что и российская земля может рождать великие умы и таланты.
Задачи. Ознакомление читателей с ресурсами школьной библиотеки и Интернет
по теме"М.В. Ломоносов. Биография. Творчество"
через книжную выставку,
библиографические списки, подборки ссылок на соответствующие Интернет-ресурсы,
просмотр слайдов презентации.В начальных классах больше внимания можно уделить биографии М.В. Ломоносова: детским годам, основным этапам его жизненного пути.
В средних классах можно подробнее остановится на его научных достижениях, продвижении по службе, на заслугах в открытии и развитии Московского университета, развитии российской науки.
Текст к слайдам.
«Сподвижник просвещения»
Библиотечный урок,
посвящённый жизни и творчеству М.В. Ломоносова.
(3-8 кл.)
Слайд 1.
8(19) ноября 2011 года
– 300 лет со дня рождения М.В. Ломоносова, выдающегося русского учёного и
поэта.
Слайд 2.
Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастный случай берегут;
В домашних трудностях утеха
И в дальних странствах не помеха.
Науки пользуют везде:
Среди народов и в пустыне,
В градском шуму и наедине,
В покое сладком и в труде.
М.В. ЛОМОНОСОВ
Слайд 3.
Детство.
1711 8(19) ноября — в деревне
Мишанинской Куростровской волости Архангельской губернии в семье помора В.Д.
Ломоносова родился сын Михайло.
Вот как описывает это О.Н. Тихомиров в своей книжке «Михайло
Ломоносов»: «На реке Двине, на севере
Российского государства, стоял городок Холмогоры. Жили здесь рыбаки и торговцы,
кузнецы и лесопильщики, косторезы и солевары, охотники и смолокуры.
Возле Холмогор было
несколько островов, самый крупный из которых назывался Великим. Он и впрямь был
велик: целые деревни умещались на нём. Осенью 1711 года у одного из рыбаков
этого острова — у Василия Дорофеевича Ломоносова — родился сын Михайло.
Мальчик рос здоровым
и крепким. Бегал взапуски с другими ребятишками, а то брал лукошко — и в лес по
грибы да ягоды. Рано начал помогать он матери по хозяйству, ведь отец надолго
уходил в море на промысел.»
(Тихомиров. О.Н. Михайло Ломоносов : рассказ / О.Н. Тихомиров
; худож. В. Перцов. М. : Малыш, 1982. С.
3.)
Слайд 4.
Обучение грамоте.
1721-1723 — обучался «российской грамоте» у
соседа Ивана Шубного и местного дьячка Семена Сабельникова.
«Люди говорили, будто Михайло к науке «очень даже способен».
Рассказывали, будто дьячок Семён Сабельников, учивший его по церковным книгам,
признался, что «обучать его больше не разумеет». Раздобыл Михайло у кого-то из
соседей две книги — носил их везде с собой и, непрестанно читая, вытвердил
наизусть. Это были «Славянская грамматика» М. Смотрицкого и «Арифметика, сиречь
наука числительная» Л. Магницкого.
Вот дома жилось теперь Михаиле несладко. Мать умерла. А мачеха
невзлюбила Михаила: считала, что, сидя за книгами, он от дела отлынивает.»
(Тихомиров, О.Н. Михайло Ломоносов : рассказ / О.Н. Тихомиров
; худож. В. Перцов. М. : Малыш, 1982. С.
6.)
Слайд 5.
В Москву - учиться.
«Ой, как тянуло Михаила к учению. А куда податься?
Была, правда, в Холмогорах «словесная школа», но туда принимали только
детей церковнослужителей. Да и чему бы он смог там научиться? Грамматике,
чтению, пению и церковному уставу? Но Михайло и так уже хорошо читал и писал, а
стать священником не собирался….Слыхал Михайло, будто появились там два новых
преподавателя. Приехали они, сказывают, из Москвы.
Вскоре юноше удалось поговорить с одним из них — Иваном Каргопольским. Тот,
проверив знания Ломоносова, был очень удивлён.
— Неужто всё сам одолел?
Михайло молчал, улыбаясь. Каргопольскому он понравился: скромен да,
видать, умён и настойчив.
— Дальше нужно учиться,— сказал преподаватель.— Негоже
с твоими способностями здесь пропадать. Тебе сколько лет?
— Девятнадцать исполнилось.
— Немало,— проговорил Каргопольский.— Куда ж тебе пойти?— И задумался.— А
впрочем...
Рассказал он Михаилу, что есть в Москве Славяно-греко-латинская академия.
Делится она на восемь классов. Обучение там серьёзное и долгое — в каждом
классе по году учатся…. После разговора с Каргопольским совсем тяжко
стало в Холмогорах Михаилу. Оставалось выбирать: то ли уйти без родительского
позволения, то ли навсегда бросить мечту об учении.
В декабрьскую ночь 1730 года, никого не предупредив, вышел Михайло из
дому и побежал догонять обоз с мороженой рыбой, который ещё утром отправился в
Москву. С собой было у Михаила три рубля денег, взятых взаймы у соседа Фомы
Шубного, да две книги — грамматика и арифметика.
Обоз он догнал через три дня.»
( Тихомиров, О.Н. Михайло Ломоносов : рассказ / О.Н. Тихомиров
; худож. В. Перцов. М. : Малыш, 1982. С.
6-8.)
Слайд 6.
Зачислен в Академию.
«В Славяно-греко-латинскую академию
Михаила приняли: сказал, что он сын холмогорского дворянина. 15 января 1731
года Ломоносов был зачислен в «низший класс», потому что совсем не знал латыни.
Академия старалась готовить своих учеников для церковной службы. Но царь Пётр
I, посетивший её не один раз, требовал, чтобы выпускала она людей, пригодных и
для «воинского дела», и для «строения», и для «врачевского искусства».
В народе эту
академию звали попросту «Спасскими школами». Так было потому, что размещалась
она в стенах Заиконоспасского монастыря. Занятия велись в небольших комнатах.
Сквозь маленькие окошки в толстых стенах еле проникал свет.
(Тихомиров, О.Н. Михайло
Ломоносов : рассказ / О.Н. Тихомиров ; худож. В. Перцов. М. : Малыш, 1982. С. 9.)
Слайд 7.
Годы учёбы в академии.
Когда малые ребята увидели великовозрастного Михаила, они
подняли его на смех:
— Гляньте, какой
болван пришёл с нами учиться!
— Дядь, достань
воробушка!
Михайло приподнял
одного из них за шиворот, словно котёнка, и, стараясь быть серьёзным,
проговорил:
— Что с тобой делать?
На крышу забросить?..
Больше над
Ломоносовым не смеялись. А как начал Михайло отвечать на занятиях, на него и
вовсе будто на чудо стали смотреть.
— Да он
лучше учителей всё знает,— шептались школяры.
Прошло полгода,
и Ломоносова как
способного перевели
во второй класс, а вскоре и в третий. Через год он уже так
постиг латынь, что пишет на этом языке стихи.
Между тем жизнь для
Михаила, как и предсказывали ему в Холмогорах, настала несладкая. Недоедал,
недосыпал, ютился в холодных сенях, да и то должен был за это колоть дрова,
носить воду, убирать двор. Ученикам в академии платили жалованье, но очень
скудное. Получалось по три копейки на день. Ломоносов позже вспоминал, как
приходилось их тратить: «На денежку хлеба и на денежку квасу, прочее на бумагу,
на обувь и другие нужды. Таким образом жил я пять лет и наук не оставил».
А на широких московских площадях шумел торг. Пахло жареной
рыбой, пирогами, мёдом. С шутками-прибаутками зазывали продавцы покупателей:
— А вот студень!.. Кому студень?.. Отведайте, добрые люди!
— Блины, блины... Во, какой ширины!
— Вот солёные огурцы!.. Налетай, молодцы!
Однажды произошёл такой случай. Крайский спросил Ломоносова,
и тот отвечал, как всегда, без запинок, толково, но вдруг умолк.
— Дальше,— сказал учитель.
— Дальше я не читал. Не успел.
— Почему? — Крайский строго шевельнул бровями.
— Много дров завезли хозяева. Поколоть всё
было велено. Кто-то из учеников засмеялся.
— Ты читал?..— спросил
его Крайский.— Отвечай дальше.
Смешливый школяр начал
пересказывать. Говорил сбивчиво, путался.
— Хватит,— оборвал учитель.— Не тебе смеяться над
Ломоносовым. И помните:
лучше прочесть немногое со вниманием и
пользой, чем многое бегло и бесполезно. А ты, Ломоносов, расскажи нам
про свой север.
Михайло начал говорить и, казалось ему, будто сам он вновь
отправился с отцом и другими рыбаками на промысел. Вот проходят они мимо города
Архангельска с его церквами, гостиным двором, похожим на крепость, потому что
были там и башни и бойницы. На причалах-то возле гостиного множество кораблей —
и русских и заморских. На берегу полно тюков, бочек, ящиков. А вон, неподалёку
от Немецкой слободы, потянулись верфи. Там строят суда. Учредил верфи царь Пётр
I.
Вспоминал Михайло рассказы поморов и о том, как бывал
Пётр в Холмогорах и на Великом острове. Говорил Михайло, а сам думал: «Вот это
царь! Всё умел — и полки водить, и корабли строить, и в науках преуспел. Сколь
много сил и разума вмещалось в одном человеке».
— Молодец, Ломоносов!—прервал его Крайский и
повернулся к смешливому школяру.— А ты о
чём можешь рассказать?.. Про мамкины пироги да про кисель?
Когда Михайло учился в последнем классе, из столицы
пришла в Спасские школы бумага. Было велено отобрать из учеников двадцать
человек «в науках достойных» и отправить их в Петербург, в Академию наук.
Первым назвали Ломоносова. В конце декабря 1735 года будущих
студентов благословили на дорогу, посадили в сани.
— Я в тебя верю, Михайло! — сказал на прощанье
Порфирий Крайский.
Сани тронулись.
— Сторонись!.. Сторонись! —
кричали возчики, придерживая лошадей на тесном мосту
через Неглинку.
А как выехали на Тверскую-Ямскую —
только снежная пыль закрутилась позади. Прощай, Москва!»
(Тихомиров, О.Н. Михайло Ломоносов : рассказ / О.Н. Тихомиров
; худож. В. Перцов. М. : Малыш, 1982. С.
9-13.)
Слайд 8.
Учёба в Петербургской
Академии наук. Отъезд за границу.
В 1736, в январе месяце в числе 12 учеников прибыл в
Петербургскую Академию наук для продолжения образования и зачислен студентом
«на академическом коште».
В Том же году, 23
сентября отплыл в Германию для изучения химии и горного дела.
Слайд 9.
За границей.
1736-1739 — учится в Марбургском университете
у профессора Христиана Вольфа.
В 1738
г. написал свое первое научное сочинение по физике.
1739, июль — начал учиться во Фрейберге у
берг-советника И.Ф. Генкеля. Написал оду «На взятие Хотина» и составил «Письмо
о правилах российского стихотворства».
1740, май — ушел из Фрейберга. 26 мая обвенчался в церкви
реформаторской общины Марбурга с Елизаветой-Христиной Цильх.
1740, сентябрь - 1741, май — путешествовал
по Германии и Голландии, жил в Марбурге.
8 июня возвратился в Петербург.
Слайд 10.
Возвращение в Россию.
В 1741 году
Ломоносов вернулся в Россию сформировавшимся учёным.
Он работает в Петербургской Академии наук. Создаёт там
хорошие физическую и химическую лаборатории.
С января 1742 года Ломоносов был определён в Академию адъюнктом
физики. Это было низшее учёное звание в Академии, которое давало право на
самостоятельную научную работу и возможность участия в заседаниях
Академического собрания.
В июле 1745 года он
получает должность профессора химии Петербургской Академии наук.
1746, 20 июля — прочитал
первую в истории
России публичную лекцию на русском языке
по экспериментальной физике в аудитории Физического кабинета Академии наук
В 1751 году получил чин коллежского советника, дающий право
на потомственное дворянство.
Слайд 11.
Открытие университета
в Москве.
«Народу
русскому нужно быть грамотным.
Если все научатся читать и писать,— Отечеству будет лишь польза». Ломоносов
доказывал это и в стихах, и в разговорах с чиновниками, и в спорах с
профессорами-иностранцами.
В правительство он посылал много планов «о
распространении наук».
В 1754 году И.И.
Шувалов и М.В. Ломоносов много времени
провели в спорах и беседах относительно одного нового начинания – начинания,
которое обессмертило их имена. Ломоносов
давно уже думал о том, чтобы создать новое учебное заведение, не подчинённое
Академии наук. И Шувалов загорелся этой идеей. Так, вместе они создали и
разработали проект будущего Московского университета.
Пользуясь своим влиянием при дворце, Шувалов уже летом 1754
года подал в правительство проект, а 12 января (25 января по новому стилю) 1755
года, в Татьянин день, Елизавета Петровна подписала указ о создании Московского
университета.
«В апреле 1755 года в Москве был открыт университет.
Ломоносова не упомянули на торжествах по этому случаю (благодарили
императрицу). Но именно Ломоносов больше всех сделал для создания Московского
университета. Это он наметил, какие там должны быть факультеты и чему обучать
на них. Он составил учебные программы.» (Тихомиров, О.Н. Михайло Ломоносов : рассказ / О.Н. Тихомиров
; худож. В. Перцов. М. : Малыш, 1982. С. 19)
1 мая 1755 года университет в Москве распахнул свои двери
перед русскими юношами.
Огромное значение имело то,
что в Московском университете впервые началось преподавание всех наук на
русском языке. В университете имели право учиться не только дворяне, но дети
ремесленников, солдат, купцов, канцляристов, духовенства и даже крестьян.
Слайд 12.
Зенит славы.
Его научная слава в
60-е годы достигает зенита.
В мае 1760 года
он избран почётным членом Шведской Академии наук, в октябре 1763 года Ломоносов за свои мозаичные работы был избран
почётным членом Академии художеств, в том
же 1763 г.
произведён в штатские советники, в 1764 избран почётным членом Болонской
Академии.
- Нерукотворный Спас. Мозаика
собственноручного набора Ломоносова. 1753
- Петр I. Мозаика собственноручного
набора Ломоносова. 1754
- Екатерина II. Мозаика ломоносовской
мастерской. 1763
Слайд 13.
Приборы, изобретённые М.В. Ломоносовым
Ломоносов сконструировал телескоп для наблюдения за звёздами
и планетами.
Он также изобрёл специальную «зрительную трубу» для
наблюдений при плохом освещении, назвав её «ночезрительной трубой». Ломоносов
успешно мастерил и другие и другие оптические приборы: микроскопы, фотометры и
т.п.
Кроме того, из рук талантливого мастера и гениального
учёного вышли некоторые приборы для электрических, тепловых и других измерений;
гравитационные и навигационные приборы и многие другие конструкции
Слайд 14.
Научные открытия, совершённые М.В. Ломоносовым
Астрономия
Открытие атмосферы на Венере. В конце XVIII века это открытие было
подтверждено наблюдениями западных ученых.
Теория самосвечения комет и полярных сияний.
Слайд 15.
Физика
Учение о том, что весь мир состоит из атомов и корпускул. Атомы —
мельчайшие частицы — в разных сочетаниях образуют корпускулы. Из разных
сочетаний корпускул возникают все другие вещества. В XIX веке это учение было
подтверждено, а корпускулы названы молекулами.
Закон сохранения материи и движения. Этот закон вошел в историю под названием
«закон сохранении массы».
Химия
Разработка принципов новой науки — «физической химии».
Составлен рецепт для приготовления фарфоровых масс (основы
для приготовления фарфора).
Слайд 16.
Геология и минералогия
Теория о постоянных геологических изменениях земной поверхности
под действием «подземного огня».
(Ломоносов предположил, что причиной извержения вулканов может быть
землетрясение)
География
Разработка принципов новой науки— «экономической географии».
Доказательство возможности Северного морского пути в Индию.
Слайд 17.
Литература и
языкознание
Создание теории стилей в русском языке и разработка правил грамматики
русского языка.
Разработка новых стихотворных размеров.
Открытие того, что славянский язык принадлежит к древнейшим
индоевропейским языкам.
Установление факта, что древнерусский язык произошел из
славянского языка.
Изобразительное
искусство
Создание русского мозаичного искусства.
http://www.a4format.ru/author.photo.php?lt=203&author=43
Слайд 18.
Книги школьной библиотеки о М.В. Ломоносове
Справочная литература.
Слайд 19.
Книги школьной библиотеки о М.В. Ломоносове (продолжение)
Книги о М.В. Ломоносове.
Слайд 20.
Книги школьной библиотеки о М.В. Ломоносове
(продолжение)
Детям о М.В. Ломоносове.
Слайд 21.
Периодические издания о М.В. Ломоносове в школьной
библиотеке
Профессиональная
библиотека школьного библиотекаря. Приложение к журналу «Школьная библиотека».
Вып. 2, 2011.
Детская энциклопедия.
№10, 2011
Слайд 22.
Произведения М.В. Ломоносова в школьной библиотеке
Слайд 23.
Венок Ломоносову.
В честь М.В. Ломоносова его современники и последователи сочиняли
стихи и писали оды.
Свои произведения ему посвятили:
Николай Поповский (1730-1760),
Михаил Муравьёв (1757-1807)
Я,
блеском обольщен прославившихся россов,
На лире пробуждать
хвалебный глас учусь.
И за кормой твоей,
отважный Ломоносов,
Как малая ладья, в
свирепый понт несусь.
Иван Долгоруков (1764-1823),
Александр Пушкин (1799-1837),
Василий Капнист (1758-1823),
Фёдор Тютчев (1803-1873),
Аполлон Майков (1821-1897).
Слайд 24.
Память о Ломоносове.
Находившийся в Париже И.И. Шувалов собирался представить
кандидатуру Ломоносова в Парижскую Академию, но 4 апреля 1765 года Ломоносов
скончался.
Его похоронили при большом стечении народа на Лазаревском кладбище
Александро-Невской лавры.
http://www.m-necropol.narod.ru/lomonosov.html
Михаил Васильевич Ломоносов, великий русский учёный-энциклопедист,
горячо любивший Отечество своё, много сделавший для развития науки, был твёрдо
убеждён в том,
«…что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать».
А.С. Пушкин сказал о нём: «Ломоносов был великий человек.
Между Петром I и Екатериной II он один являлся самобытным
сподвижником просвещения. Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам
был первым нашим университетом».
Слайд 25.
Источники текста и
рисунков в презентации.
При составлении слайдов презентации использовались
источники:
Слайд 26, 27
Библиографический список литературы.Слайд 28. До новых встреч!
Вопросы для викторины по теме: «Ломоносов М.В. Биография. Открытия.
Творчество». Скачать.