Библиотечный урок в 1 кл.
Обзор детских журналов школьной библиотеки.
Цель. Сформировать представление читателей о назначении детского
журнала «Весёлые картинки», его основной
тематической направленности, структуре; научить находить в журнале названия
статей, их авторов, художников; формировать интерес первоклассников к чтению
детских периодических изданий; развивать
речевые навыки читателей.
Задачи. Ознакомление читателей младших классов с детскими журналами, которые
имеются в школьной библиотеке, посредством просмотра слайдов презентации,
подробного знакомства с журналом
«Весёлые картинки», индивидуальной работы с журналами, обсуждения
полученной информации.
Слайд 1. Обзор детских
журналов школьной библиотеки. Сегодня на библиотечном уроке мы ознакомимся с детскими
журналами, которые выписывает школьная библиотека. Мы познакомимся с героями,
которые живут на страницах этих журналов и помогают нам лучше понять то, о чём
хочет рассказать тот или иной номер журнала.
Слайд .2.
Журналы для самых
маленьких. Журналов в библиотеке много, но сегодня мы будем говорить о
тех журналах и работать с теми из них, которые предназначены для самых
маленьких читателей.
Вопрос к читателям.
Знакомы ли вам названия журналов, которые вы видите на слайде?( Весёлые картинки,
Филя, Винни и его друзья, Мурзилка, Простоквашино). Какие детские журналы
выписывают для вас родители?
Слайд 3.
Журнал «Весёлые
картинки». Детский юмористический журнал «Веселые картинки» начал
выходить в свет с 1956 года. В сентябре месяце 2011 года он отметил своё 55-летие.
Идея появления «Веселых картинок» принадлежала Ивану
Семенову — популярному карикатуристу газеты того времени «Крокодил». Он стал
первым редактором журнала.
Название журнала выбирали исходя из того, что маленькие
дети, для которых он предназначался, охотно рассматривают забавные и веселые
картинки, сопровождаемые короткими остроумными надписями. Но очень скоро
выяснилось, что журнал вместе с детьми читают и взрослые. Так в «Веселых
картинках» появились стихотворения, рассказы, считалки, загадки. Он стал не
только детским, но, что не менее важно, «семейным» журналом.
http://www.merrypictures.ru/history1/
Журнал выходит 1 раз в месяц.
Карикатура – рисунок в
подчёркнуто смешном виде.
Слайд 4.
Первый редактор
журнала. Редактор журнала – это его руководитель, утверждающий
содержание каждого номера. Здесь нарисован Иван Максимович Семёнов - первый главный редактор
журнала «Весёлые картинки». (Художник Виктор Чижиков).
Весёлых человечков
Весёлый человек
Привёл в журнал однажды
И поселил навек.
И стали человечки
Друзьями всех ребят.
Стихи им сочиняют
Рисуют, веселят!
Так будет продолжаться
Ещё немало лет!
Ты видишь на странице
Художника портрет.
Художника, который
Придумал наш журнал,
Весёлых человечков
В весёлый путь позвал!
Слайд 5.
История Весёлых
человечков.
Давайте познакомимся поближе с этими героями журнала
«Весёлые картинки».
Жили-были в разных странах и разных сказках Весёлые
человечки: Карандаш, Петрушка, Самоделкин, Чиполлино, Гурвинек, Дюймовочка,
Буратино, Незнайка. У каждого из них была своя история, своя сказка.
Однажды Весёлые человечки встретились и решили больше
никогда не расставаться. Они стали лучшими друзьями девчонок и мальчишек,
проживающих не только в России, но и в странах СНГ, Европы и даже Америки!
Сегодня в компании Весёлых человечков ты можешь
путешествовать по сказкам, в космосе, по джунглям и т. д. Для этого только
нужно выбрать раскраску-комикс с понравившимся тебе названием.
Слайд 6.
Карандаш.
Карандаш — самый главный в компании Весёлых человечков. Его
придумал очень известный художник, основатель журнала «Весёлые картинки» Иван
Семёнов.
Карандаш — умница, эрудит, талантливый живописец. Все его
любят и уважают за доброту, обширные познания и отличное чувство юмора.
Вот что он сам о себе
говорит.
(Текст читает ученик.
Он выходит с рисунком, который заранее приготовил дома. Рисунок крепится на доску с помощью магнита):
– Однажды колдун околдовал целый город. Всё стало белым,
даже вороны… А ведь дело-то было летом. Но тут появился я, Весёлый Карандаш.
Речка стала синей, листья зелёными, щёчки малышей – розовыми. Белым я оставил
только сливочное мороженое. Как красиво, когда всё вокруг разноцветное!
Марина Дружинина
Поправил Карандаш
берет-
Пора приняться за портрет:
- Соберитесь,
причешитесь,
И, конечно,
улыбнитесь! Слайд 7.
Петрушка.
Петрушка пришёл в «Весёлые картинки» из представлений
площадного театра, которые в России устраивались в дни праздников и ярмарок.
Петрушка находчивый и справедливый, большой любитель розыгрышей и сюрпризов.
Чтец (с рисунком):
– Здрасьте, почтеннейшие ребята! Я из кукольного театра.
Известно всему свету:
Меня веселее нету.
Для меня пустяки, безделка –
Озорная проделка.
Все мои шутки любят.
Встретимся в нашем Клубе.
Затеем забаву
На славу…
Слайд 8.
Буратино.
Буратино родился в Италии, там его знают под именем
Пиноккио. А у нас в России он стал известен как герой сказки Алексея
Николаевича Толстого «Приключения Буратино». Среди Весёлых человечков Буратино
самый любопытный и любознательный.
(Книга А.Н. Толстого «Золотой ключик, или Приключения
Буратино).
Чтец (с рисунком):
– А про меня, ребята, читали? Я знаменитый деревянный
человечек. Из полена. У меня в кармане золотой ключик от всяких сказок. Вместе с друзьями я победил
Карабаса-Барабаса.
Кто попадает в беду, тот умеет ценить дружбу!
Слайд 9.
Самоделкин.
Самоделкин — робот, электронная машина последнего, самого
«продвинутого» поколения. Он известный борец с компьютерными вирусами, всё
делает основательно, аккуратно и неторопливо.
Чтец (с рисунком):
– Носик – винтик, ушки – гаечки… Узнаёте мня? Я мастер Самоделкин.
Могу построить ракету. И починить утюг.
Мне нужны такие вещи:
Молоток, тиски и клещи,
Ключ, напильник и ножовка.
А всего нужней сноровка.
И дружу я со всеми, кому нравится всё делать своими руками.
Слайд 10.
Чиполлино.
Чиполлино — ещё один итальянец в «Весёлых картинках», очень
смешливый и проказливый, любит путешествовать и придумывать забавные истории,
имеет много друзей.
(Книга Дж. Родари «Приключения Чиполлино»).
Чтец (с рисунком):
– Я – весёлый Чиполлино.
Вырос я в Италии –
Там, где зреют апельсины,
И лимоны, и маслины,
Фиги и так далее…
Родись я в России, меня бы назвали Луковкой. На Украине –
Цибулькой. Всюду у меня милые братишки. Самый полезный витамин – витамин смеха. А кто же смеётся в одиночку? Вот я и
отправился в гости к вам, ребята.
Слайд 11.
Дюймовочка.
Дюймовочка — единственная девочка в этой мальчишеской
компании. Она — героиня сказки Х. К. Андерсена, но и на страницах «Весёлых
картинок» чувствует себя как дома. Очень славная, кокетливая. Любит не только
танцевать и нарядно одеваться, но и читать.
(Книга Г.Х. Андерсена со сказкой «Дюймовочка»)
Чтец (с
рисунком):
– Я пришла из сказки Андерсена. Сколько там
приключений! Хотите, я угощу вас салатом из цветочной пыльцы? Что значит моё
имя? Есть такая мера длины – дюйм. Это два с половиной сантиметра. Вот какая я
маленькая. По-моему, в Клубе весёлых Человечков я подросла. И стала чуть
больше…
Слайд 12.
Гурвинек.
Гурвинек однажды как турист приехал к нам в гости из Чехословакии.
(Сейчас это два государства: Чехия и
Словакия). Да и остался. Он очень воспитанный, умный. За разносторонние знания
в компании его ласково называют «почемучкой».
Чтец (с
рисунком):
– Я, ребята, приехал из Чехословакии. Но очень люблю бывать и в Клубе
Весёлых Человечков. Чувствую себя здесь как дома. Слушаю весёлые истории и
рассказываю ребятам свои.
Слайд 13.
Незнайка.
Незнайка — герой сказки Николая Носова, которого знают все. И хотя он
не прочь приврать, поозорничать, схитрить, Весёлые человечки приняли его в свою
компанию. И в какие бы ситуации этот непоседливый шалун ни попадал, друзья
всегда протянут ему руку помощи. Потому что девиз Весёлых человечков, как и у
мушкетёров: «Один за всех и все за одного!»
(Книга Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей»)
Чтец (с
рисунком):
– Приключения Незнайки
Знают все на свете знайки.
Я эти стихи сам придумал. Я очень способный. Больше всего люблю
небылицы. А что лучше, не знаю: шапка-невидимка или ковёр-самолёт?
Говорят, я всё делаю шиворот-навыворот. Но если я ошибусь, ребята меня
поправят.
Для закрепления
можно продемонстрировать номера журналов, где на обложке крупным планом
изображены весёлые человечки, и попросить читателей узнать и назвать их.
Слайд 14.
«Филя» для самых
маленьких.
Приложение-вкладка к журналу «Весёлые картинки».
Содержит рассказы и стихи о
природе, красочные иллюстрации, развивающие задания, кроссворды.
Для детей младшего школьного возраста.
Слайд 15.
Задания.
Практическая часть
урока.
Даётся время на работу с журналом «Весёлые картинки».
Положите, пожалуйста,
журнал так, чтобы первая страница его обложки смотрела на вас.
Найдите название журнала на его обложке; Найдите изображения Весёлых человечков в
названии; Назовите, кого из Весёлых человечков вы
видите на обложке в названии журнала в первой строчке, во второй строчке; Найдите на обложке информацию, что это
детский журнал; Поднимите руки, у кого на парте лежит
журнал, где написано, что он юмористический; Определите номер журнала,
лежащего перед вами; Найдите информацию, где указан год выпуска
журнала; Откройте журнал, полистайте, рассмотрите
иллюстрации, обратите внимание на игровые странички в конце журнала. Найдите в журнале стихи, рассказы,
определите их заглавия; чем заглавие отличается от основного текста? (Цветом, размером и формой букв).
Найдите информацию о том, кто автор
стихотворения или рассказа, кто автор рисунка (художник).
Закройте, пожалуйста,
журнал так, чтобы первая страница его обложки
смотрела на вас.
К сведению. В журналах,
которые имеются в школьной библиотеке, нельзя писать ответы к кроссвордам,
раскрашивать прямо в журнале и так далее.
Подумайте, почему?
Слайд 1
| Слайд 2
| Слайд 3
| Слайд 4
|
|
|
|
| Слайд 5
| Слайд 14
| Слайд 15
| Слайд 17
|
|
|
|
|
Использовались материалы журнала «Весёлые картинки»,
№9,10 2011г. (Слайды 4-13).
Подведение
итогов урока. Вопросы:
- С каким журналом вы сегодня подробно ознакомились? («Весёлые картинки»).
- Сколько всего Весёлых человечков в журнале? (8. Посмотреть рисунки на
доске).
- Как зовут Весёлых человечков? (Посмотреть рисунки на доске).
- Что можно назвать «лицом журнала»? (Обложка).
- Какую информацию мы видим на обложке журнала? (Название, номер, год).
- Какой «характер» у журнала «Весёлые картинки»? (Юмористический).
- Для чего нужны детские журналы? (Для дополнительного чтения, для получения
знаний, для отдыха и развлечения, для развития мышления).
Если останется
время, то можно рассказать и о других журналах…
У нас времени не
осталось, и подробнее с остальными журналами мы будем знакомиться позже, на другом библиотечном
уроке. В планах.
Библиотечный урок. (Продолжение). Цель. Сформировать представление читателей о назначении детских
журналов, имеющихся в школьной библиотеке, их основной
тематической направленности, структуре; отрабатывать навыки нахождения в журналах названий
статей, их авторов, художников; формировать интерес первоклассников к чтению
детских периодических изданий.
Задачи.
Ознакомление читателей младших классов с детскими журналами, которые имеются в
школьной библиотеке, посредством просмотра слайдов презентации, подробного
знакомства с журналами «Винни и его друзья», «Мурзилка», «Филя», «Простоквашино»,
«Трамплин», «Эскиз», индивидуальной работы с журналами, использования развивающих задний из детских журналов.
Подведение
итогов урока.
С чем мы сегодня
познакомились на библиотечном уроке? (С журналами).
Вспомните, какой «характер» у журнала «Весёлые картинки»?(Юмористический). С какими «по характеру»
детскими журналами мы познакомились сегодня, о чем рассказывают детские журналы?
- О природе
(«Филя»);
- Познавательными, развлекательными
(«Винни и его друзья», «Простоквашино»);
- Литературно-художественными
(«Мурзилка»);
- Об
искусстве («Эскиз»);
- О спорте («Трамплин»).
Для чего нужны
детские журналы? - Для
дополнительного чтения;
- Для
получения информации об окружающем мире;
- Для
развития мышления;
- Для
развлечения и отдыха.
|