ШКОЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА

МБОУ "Средняя школа №2 г.Грязовца"

Категории раздела

В помощь библиотекарю [49]
Библиотечные уроки [15]
Слайды презентаций [8]
Тематические подборки книг [44]
Писатели, поэты [25]
Художники-иллюстраторы [3]
В помощь учителю [18]
В помощь родителям [20]
В помощь учащимся [48]
На просторах Интернет [4]
Случайное знакомство в сети. Сайты, к которым захотелось вернуться.
Разное [215]

Поиск

Писатели

"Спешите делать
добрые дела!"
К 105-летию
со дня рождения
Александра Яшина

"Буду стеблем"
Посвящается творчеству
Ольги Фокиной

"Душа бессмертна"
Посвящается творчеству
В.И. Белова

ЛитРес: Школа



Онлайн-регистрация

Группа ВКонтакте



Школьная библиотека ВКонтакте

Статистика


Онлайн всего: 14
Гостей: 14
Пользователей: 0

Наш опрос

Оцените сайт библиотеки
Всего ответов: 1268

Каталог статей

Главная » Статьи » Из опыта работы библиотекаря » Библиотечные уроки [ Добавить статью ]

Василий Верещагин
Василий Верещагин
1842-1904
 
    «Верещагин был действительно из породы каких-то диковинных богатырей. Весь его жизненный путь – путь художника-новатора; смелого воина и неутомимого путешественника…»  
   Верещагин – художник-реалист, работал в области бытовой картины, пейзажа, портрета. Он прославился своими картинами, на которых изображались батальные сцены, внёс огромный вклад в развитие батального жанра.
  «Если батальные живописцы до Верещагина преимущественно восхваляли войну, прославляли её инициаторов, то Верещагин посвятил свою кисть борьбе с завоевательными войнами….. В картинах Верещагина главным героем и действующим лицом выступает солдатская масса, а не сиятельные военачальники-аристократы».


Детство и юность.

   Василий Васильевич Верещагин родился 26 (14) октября 1842 года в г.Череповце (ранее Новгородская губерния, ныне Вологодская область) в дворянской семье. Его отец  был помещиком-крепостником. Семья владела небольшими поместьями в Новгородской и Вологодской губерниях.  В 1845 году семья переехала в деревню Пертовка, где и прошли детские годы будущего художника. Уже тогда в душе мальчика зародилось неприятие к социальной несправедливости жизни крепостной деревни: порку крестьян, сдачу в солдаты провинившихся дворовых, насильственную женитьбу слуг, угнетение человека и барский произвол.


  


  Маму звали Анна Николаевна. Это была хорошо образованная женщина. Она приучила сына к чтению книг, особенно исторических.
«Верещагин рано стал интересоваться искусством. Первым художественным произведением, взволновавшим Васю, был рисунок на платке няни, купленном у заезжего торговца: бешено мчавшаяся тройка, преследуемая стаей волков». Наверное, уже тогда он понимал, насколько реалистично своим драматизмом было это изображение. Он скопировал его в своём рисунке так точно, что все родные и заезжие гости подивились сходству.


  Но у родителей даже мысли не возникло, чтобы дать сыну художественное образование. В восемь лет его отвезли в Царское село и отдали на обучение в Александровский корпус для малолетних.
  Позднее,  когда Василию исполнилось 11 лет, его определили в Петербургский морской кадетский корпус.


   Его ждала карьера морского офицера. В годы учёбы  он столкнулся с муштрой, физическими наказаниями учеников. Верещагин успешно справлялся со специальными предметами: астрономией, навигацией, корабельной механикой, морской практикой, но любимыми предметами его были словесность, история и география. Его продолжало увлекать рисование, он стремился научиться рисовать как можно лучше. Для этой цели, будучи кадетом старших курсов и получив разрешение начальства, он стал посещать дополнительные занятия в рисовальной школе Общества поощрения художеств. И тогда он окончательно принял решение посвятить себя живописи. Блестяще окончив Морской корпус, Верещагин решительно отказался стать морским офицером. Его решение не было одобрено в семье. Произошёл разрыв отношений с отцом, который отказывался помогать сыну деньгами. Мать также не могла понять поступок сына, ведь карьера офицера ценилась в то время выше, чем занятие живописью.

Годы обучения в Академии.


   В 1860 году по окончании корпуса, Верещагин в чине прапорщика вышел в отставку «по болезни» и поступил в петербургскую Академию художеств. Она подготовила много талантливых русских живописцев, скульпторов и архитекторов... Учениками Академии были Айвазовский, Антокольский, Боровиковский, Брюллов, Александр Иванов, Кипренский, Левицкий, Репин, Суриков, Тропинин, Шубин и многие другие.



   Поначалу Верещагин с огромным желанием приступил к учёбе в Академии, но уже вскоре ощутил, что дальнейшие занятия не приносят ему удовлетворения. Студентов заставляли в основном изучать классиков эпохи Возрождения, а дипломные исторические картины писались исключительно на мифологические, библейские или прославляющие царизм темы. Василия Верещагина привлекала непосредственная работа с натуры и правдивое изображение живой действительности. Реалистическое направление в русском искусстве тогда только ещё зарождалось, не у всех оно вызывало понимание, и поэтому  не так ценилось, как общепринятое академическое.


Кавказ. Париж.

  
Верещагин решил прервать свои занятия в Академии художеств и отправился на Кавказ. С 1863 по 1866 год  он дважды побывал на Кавказе. Там он много путешествовал, много рисовал. Он создал ряд превосходных рисунков – народные типы, бытовые сценки, пейзажные мотивы.
   Кроме того, он также дважды побывал в Париже. В 1864 году Верещагин поступил во Французскую академию художеств. Он учился в мастерской известного художника Жерома.

Шекснинские бурлаки.


   В 1866 году Верещагин вернулся в Россию. Лето он провёл в селе Любец – имении дяди  на берегу реки Шексна. Там он наблюдал трудную жизнь шекснинских бурлаков. Он даже задумал написать картину «Бурлаки», в которой хотел отразить тяжёлую безысходную долю бедняков в царской России. Он выполнил эскиз картины, этюды к ней. Работу над самой картиной он начал в 1867 году в Париже, но так и не смог её завершить. В то время Верещагин испытывал  материальные трудности, так как был в ссоре с отцом, который отказался поддерживать сына деньгами. Чтобы существовать, Верещагину пришлось заняться  за границей рисунками на дереве. Времени на картину у художника не оставалось. Этюды картины в настоящее время находятся в фондах Третьяковской галереи.

Из Парижа в Туркестан.


   В том же 1867 году Верещагин отправляется в Среднюю Азию, в Туркестан. В то время там шли военные действия.  Перед отъездом он договорился с начальством о том, что ему не будут давать военных чинов, а сам он не станет носить военной формы. Художник Верещагин принимал активное участие в боях и сражениях. В 1868 он в составе русского гарнизона оборонял Самаркандскую крепость.  Семь дней длилась осада крепости. Русские солдаты отразили все атаки. Василий Верещагин проявил исключительную храбрость, самообладание, отвагу, за что и был награждён офицерским Георгиевским крестом IV степени. Это была единственная награда, которую Верещагин принял.


   «В результате пребывания в Средней Азии Верещагин написал ряд замечательных реалистических полотен, которые были показаны на двух выставках в Петербурге».
  Около половины всех картин, написанных Верещагиным под впечатлением пребывания в Туркестане, были посвящены изображению быта среднеазиатских народов, остальные относились к батальному жанру.
   Наконец-то его талант был замечен и признан. Именно реализм Верещагина привлекал и покорял тех, кто знакомился с его картинами.
  
Туркестанская серия картин.


http://veresh.ru/turkestan.php



Изображение быта среднеазиатских народов:
«Богатый киргизский охотник с соколом» (1871);
«Двери Тимура (Тамерлана)» (1872-1873);
«Узбекская женщина в Ташкенте» (1873);
«Самаркандский зиндан» (1873);
 и др.
Батальный жанр (ранние полотна):
«Смертельно раненный» (1873);
«Забытый» (18?)
Батальный жанр серии «Варвары»:
«Высматривают» (1873);
«Нападают врасплох» (1871);
«Окружили – преследуют» (1872);
«Представляют трофеи» (1872);
«Торжествуют» (1872);
«У гробницы святого благодарят всевышнего» (1873);
«Апофеоз войны» (1871-1872).

Долгожданный успех.


  Имя Василия Верещагина стало популярным среди многих ценителей изобразительного искусства того времени. Императорская Академия художеств даже решила присвоить ему звание профессора живописи, но сам художник, находясь в это время в Индии, в письме из Бомбея в редакцию газеты «Голос» отказался от этого звания. Это был публичный отказ, который очень разгневал императора и его приближенных. После этого начались гонения на картины художника.

В Индии.


   Василий Верещагин дважды побывал в Индии: в 1874-1876 и 1882-1883 годах. Там он изучал жизнь страны, её природу, быт и культуру. В Индии Верещагин сделал много этюдов и зарисовок пейзажей, людей и животных.
 
Индийская серия картин:
«Буддийский храм в Дарджилинге» (1874-1875);
«Ледник по дороге из Кашмира в Ладак» (1875);
«Жители Западного Тибета» (1875);
«Моти Масджид («Жемчужная мечеть») в Агре» (1874-1876);
«Мавзолей Тадж Махал» (1874-1876).

http://veresh.ru/indostan.php


Балканская серия картин.

  Кроме военного похода в Среднюю Азию, Верещагин принимал участие в русско-турецкой войне 1877-1878 гг., после чего создал уже картины так называемой балканской серии. Его картины потому настолько реалистичны, что художник сам видел войну. Он писал этюды, делал зарисовки в походный альбом, находясь под неприятельским огнём и рискуя своей жизнью.
 
Картины балканской серии:
http://commons.wikimedia.org/wiki/%D0%91%D0%B0%D0%BB%D0%BA%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D0%B5%D1%80%D0%B8%D1%8F_%D0%92%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D1%8F_%D0%92%D0%B5%D1%80%D0%B5%D1%89%D0%B0%D0%B3%D0%B8%D0%BD%D0%B0?uselang=ru

«Шипка – Шейново» (1878-1879);

«Панихида по убитым» (1877-1879);
«На Шипке всё спокойно» (1878-1879);
«Под Плевной» (1878-1879);
«Перед атакой» (1881);
«После атаки» (1881);
«Турецкий лазарет» (1881);
«Перевязочный пункт» (1881).

Отечественная война 1812 года
.


  Период своего позднего творчества Василий Верещагин посвятил событиям Отечественной войны 1812 года. Он не был непосредственным участником событий той войны, но он был патриотом России, которого волновала судьба страны, в том числе историческая правда событий  войны с Наполеоном. Работе над картинами он посвятил 15 лет своей жизни (1887-1901). В 1889 году Россия отмечала  75-летие Отечественной войны 1812 года.  В этот период В.В. Верещагин проживает под Москвой и создает серию картин «Наполеон в России». Его задача была «показать в картинах 1812 года великий национальный дух русского народа, его самоотверженность и героизм в борьбе с врагом». Художник воплотил в картинах свои идеалы. «Верещагин сумел выразить языком искусства освободительный характер Отечественной войны. Он показал истинное лицо захватчиков и их предводителя Наполеона, ради честолюбия обрекшего на уничтожение сотни тысяч людей».

Серия картин, посвящённых Отечественной войне 1812 года.
http://veresh.ru/napoleon.php
«Не замай – дай подойти!», 1887-1895;
«С оружием в руках – расстрелять!», 1887-1895;
«Ночной привал великой армии», 1896-1897;
«На большой дороге. Отступление, бегство…» 1887-1895
и др.
 
Путешествия.
   Верещагин много путешествовал как по России, так и за пределами страны. Он побывал во Франции, на Кавказе, в Средней Азии, на Балканах, в Индии, Сирии, Палестине, США, на Филиппинах и Кубе, в Японии. «Из путешествий по дальним странам Верещагин привозил много зарисовок. Художник изучал культуру, обычаи и нравы разных народов. Его карандаш и кисть запечатлевали национальные костюмы, жилища, сцены быта».  
   «В странах Европы и Америки устраивал бесплатные (или с низкой входной платой) выставки своих произведений». «С 1873 по 1902 год состоялось более 60 персональных выставок художника в Петербурге, Москве, Лондоне, Вене, Чикаго, Вашингтоне, Праге… Они становились настоящей сенсацией, поражая зрителей смелостью выбора тем, экзотикой, и огромным размерами картин».  

  В 1901-1902 годах В.В. Верещагин собирает материал о колониальных войнах на Филиппинах и на острове Куба.

   Когда началась русско-японская война 1904 —1905 года, Василий Верещагин поехал на Дальний Восток. Им двигало желание стать участником событий, чтобы затем  правдиво изобразить их в своих картинах.
   Погиб он как настоящий воин, как герой. 31 марта (13 апреля) 1904 года. В.В. Верещагин с адмиралом С.О. Макаровым находился на борту броненосца «Петропавловск», когда прогремел взрыв корабля от японской мины.

Памятник В.В. Верещагину в Череповце




ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА В. В. ВЕРЕЩАГИНА
14(26) октября 1842 г. — Родился В. В. Верещагин в г. Чере­повце.
1845 — Переезд семьи Верещагиных на постоянное место жи­тельства в деревню Пертовку.
1850 — Поступление в Царскосельский Александровский кор­пус для малолетних.
1853 — Определение кадетом в СПБ Морской корпус.
1857 — Гардемарином на бриге «Камчатка»  участвовал в за­граничном плавании  (Копенгаген,  Брест, Бордо).
1858 — Разрешено морским  начальством посещать  Верещаги­ну школу Общества поощрения художников.
1860 — Окончание корпуса, производство в прапорщики. От­ставка «по болезни». Поступление в Академию художеств.
1862 — Награждение серебряной медалью за эскиз («Избие­ние женихов Пенелопы возвратившимся Улиссом»).
1863—1866 — Поездки на Кавказ, учение в Париже в мастер­ской художника Жерона.
1866 (лето) — В селе Любец, на берегу Шексны, работает над эскизами и рисунками к композиции «Бурлаки».
1867—1868 — Туркестанский поход. Награждение Верещаги­на за храбрость офицерским Георгиевским крестом.
1871—1873 — Работа в Мюнхене над картинами Туркестан­ской серии.
1874 — Открытие в залах Министерства внутренних дел вы­ставки картин Туркестанской серии.
— Приобретение П. М. Третьяковым картин Верещагина.
— Отъезд художника в Индию.
— Отказ   от звания   профессора императорской   Акад.  худо­жеств.
1876 — В парижской мастерской художник пишет полотна «Индийской сюиты».
1877—1878 — Верещагин на фронтах русско-турецкой (Бал­канской) войны. Героическая гибель при штурме Плевны млад­шего  брата  С.  В. Верещагина.
1879 — Выставка  индийских картин  Верещагина  в Лондоне.
1880 — Необычайный   успех   выставки   Балканской  серии   в Петербурге.
1881—1883 — Коллекция «Балканской серии» путешествует по Европе (Вена, Париж, Берлин, Гамбург, Брюссель, Будапешт).
1883—1884 — Верещагин в Индии,  Сирии, Палестине.
1885—1889 — Выставка полотен индийского цикла и сюжетов на евангельскую тему в городах Европы.
1889—1890 — Последняя заграничная выставка картин В. В. Верещагина в Нью-Йорке.
1893—1894 — «Живу в богоспасаемой Вологде» (из письма). Работа над портретами «Незамечательных русских людей». Путе­шествие на барже-яхте по Северной Двине.
1895 — Открытие выставки «Наполеон в России» в Москов­ском  историческом  музее.
1901—1902 — В.   В.   Верещагин собирает  материал о   колони­альных войнах на Филиппинах и на острове Куба.
1903 — Поездка в Японию.
31 марта (13 апреля) 1904 — Броненосец «Петропавловск» по­дорвался на японской мине и затонул. Среди погибших — В. В. Ве­рещагин и адмирал С. О. Макаров.


13 апреля 1954 — В Череповце на доме, где родился Вере­щагин, торжественно установлена мемориальная доска.


Железняк, В.С. Основные даты жизни и творчества В.В. Верещагина // Художник Верещагин (1842-1904)  / В.С. Железняк. Вологда, 1967. – С. 62-63.


Книги и журналы о Василии Верещагине
в школьной библиотеке
.






В. Верещагин
[Текст] : альбом / авт. текста А.К. Лебедев. – М. : Изобразительное искусство, 1974. – 17, [5] с. ; [24] с. ч.-б. репрод. : ил. – (Русские художники).



Война и мир Василия Верещагина //  Эскиз. – 2012. – № 1-2. – С. 10-11.


Железняк, В.С. Художник Верещагин (1842-1904) [Текст] / В.С. Железняк. – Вологда : Северо-Западное книжное издательство, 1967. – 62, [2] с. : ил.


Коничев, К.И. Повесть о Верещагине / К.И. Коничев. – Вологда : Вологодское книжное издательство, 1960. – 446, [2] с.


Кузнецова, Э.В. Историческая и батальная живопись второй половины XIX века [о творчестве В. Верещагина] // Исторический и батальный жанр : Беседы о русской и советской живописи : книга для учителя  / Э.В. Кузнецова. – М. : Просвещение, 1982 . – С. 51-62.


Интернет-ресурсы о Василии Верещагине.
  • Биография, творчество на сайте Художник Василий Верещагин: http://veresh.ru/
  • Сценарии:
Лисовская В. «Война… я ее бью, сколько у меня есть сил» // Литература в школе. – 1997. – №6

Зархи С. Живопись – против войны: [Сценарий вечера] // Читаем, учимся, играем. – Вып.7. – М., 2007
Категория: Библиотечные уроки | Добавил: tasha (25.10.2012)
Просмотров: 5076
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Вход на сайт

Книжные выставки


"НЕ ЗАБЫТЬ..."
"Дорога в космос"

200-летие
победы России
в Отечественной войне 1812 года

1150-летие
зарождения российской государственности

Книги по истории нашего края

О писателях


"Сказка и быль"
К 110-летию
со дня рождения
Аркадия Гайдара

"Только любовью..."
К 200-летию
со дня рождения
И. С. Тургенева

"Моим стихам..."
К 120-летию
со дня рождения
М.И. Цветаевой

"Детский писатель
с морскою душой"
К 135-летию
со дня рождения
Бориса Житкова

Чуковский К.И.
135 лет со дня рождения

К 305-летию со дня рождения
М.В. Ломоносова

Достоевский Ф.М.
195 лет со дня рождения

Материалы сайта