Михаил Михайлович Пришвин (1873-1954)
|
«...Это писатель труженик, пытливейший искатель чистого и высокого слога, исследователь тончайших и нежнейших чувств человека, писатель-патриот, писатель-путешественник, живописующий своим великолепным языком одинаково сильно Дальний Восток, Среднюю Азию, север России и Подмосковье... он выступил сразу в качестве вполне оригинального и самостоятельного автора, со своим творческим лицом, соединяя, в себе талант художника и наблюдательность ученого».
Всеволод Иванов. |
Книги М.М. Пришвина в школьной библиотеке
Родился Михаил Пришвин в 1873 году в селе Хрущеве Соловьевской волости Елецкого уезда Орловской губернии, по старому стилю 23 января (4 февраля н.ст.), когда, как он сам говорил, «прибавляется свет на земле и у разных пушных зверей начинаются свадьбы...» [4, с. 5].
Он родился «в усадьбе с двумя белыми каменными столбами вместо ворот, с прудом перед усадьбой и за прудом уходящими в бесконечность черноземными полями. А в другую сторону от белых столбов в огромном дворе, тесно к садам, стоял серый дом с белым балконом» [4, с. 6]. В том большом сером помещичьем доме и родился Михаил Пришвин.
С малолетства он чувствовал себя в этой усадьбе «ряженым принцем», а ему хотелось быть либо «просто мужиком», либо «сделаться настоящим принцем, как в замечательной детской книге «Принц и нищий» [4, с. 6]. Его отец, Михаил Дмитриевич Пришвин, получил Хрущево в наследство от Дмитрия Ивановича Пришвина, своего отца. «Случилось однажды, он проиграл в карты большую сумму. Чтобы уплатить долг, пришлось продать весь конский завод и заложить имение по двойной закладной» [4, с. 6]. Вскоре после этого он умер, и его жене, «женщине в сорок лет с пятью детьми мал мала меньше, предоставил всю жизнь работать «на банк» [4, с. 6]. Свою мать Михаил Пришвин очень любил и уважал.
Он вспоминал: «Работая по-своему неустанно с утра до вечера, учитывая каждую копейку, мать моя под конец жизни все-таки выкупила имение и всем нам пятерым позволила получить высшее образование» [4, с. 7].
Окончив в 1882 году сельскую школу, Пришвин поступает в Елецкую классическую гимназию. Там с ним произошёл случай, который запомнился ему на всю жизнь. Три маленьких гимназиста уплыли по реке Быстрой Сосне в воображаемый край «Азию», но были тут же пойманы и возвращены в гимназию. Над ними все подсмеивались, и только один учитель заступился за Михаила, «разъяснил ученикам хорошую сторону побега «в небывалое». Из других учителей никто об этом не догадался» [4, с. 7]. Но этот же учитель уже за другую незначительную провинность настоял на исключении из гимназии Михаила Пришвина. Об этом он позже рассказал в автобиографическом романе «Кащеева цепь». Этого учителя звали Розанов Василий Васильевич, который впоследствии стал писателем и философом, и с которым уже много лет спустя они подружились.
Проучившись в Елецкой гимназии до 4 класса, Пришвин переезжает в Тюмень к своему дяде, крупному сибирскому промышленнику. «Окончив шесть классов тюменского реального училища и сдав экстерном экзамены за седьмой класс, осенью 1893 года М. Пришвин поступает в Рижский политехникум на химико-агрономическое отделение. Здесь он увлекся политикой» [2, с. 5]. Он участвовал в работе революционного кружка, читал и занимался переводами с немецкого книг, которые в то время были запрещены в России. За свою деятельность он был посажен на год в Митавскую тюрьму, а затем «сослан в Елец под гласный надзор полиции» [2, с. 5].
«Не имея возможности учиться в высших учебных заведениях России, Пришвин в 1900 году вынужден был уехать в Германию, где поступил в Лейпцигский университет на агрономическое отделение философского факультета. Там он постепенно отошёл от революционной борьбы» [2, с. 6]. Михаил Пришвин оказался в центре научного мира. В это время он одновременно увлекается и искусством, и наукой. Он посещает научные лекции и музыкальные концерты.
«Еще в Германии знаменитый химик Оствальд обратил особое внимание па студента Пришвина, и тот стал работать в его лаборатории. Что заставило Пришвина в те годы отдаваться с такой страстью химии? На это он отвечает, что «занялся химией исключительно потому, что профессор увлек его своей догадкой о близости химической реакции к реакции жизни» [4, с. 9]. И уже тогда, в университетские годы, для будущего художника слова «определяется основная направленность его исканий: «достигать недостижимое и не забывать о земле.
Работа в лаборатории сменяется занятиями высшей математикой. Вот когда Пришвин обнаруживает в себе «два ума: один — где только мера и счет, другой — в мгновенном схватывании без всякого счета и меры» [4, с. 9].
«Вернувшись в 1902 году в Россию, он работает агрономом в Клинском уезде, а затем в лаборатории профессора Д.Н. Прянишникова в Петровской сельскохозяйственной академии в Москве, в Луге на Опытной станции (1903-1905), одновременно сотрудничая в агрономических журналах» [2, с. 6].
Работая научным сотрудником на Опытной станции Заполье, он начинает понимать, что не в этом его призвание. «Пришвина привлекает совсем другое: в поле, среди работ, в лаборатории, на улице он записывал, иногда на спичечной коробке, иногда на кусочке бересты, услышанные им выразительные народные слова. Дома он, сам не зная для чего, стал переписывать их в тетрадку. Так начался Пришвин как писатель. Это призвание определило всю его дальнейшую жизнь» [4, с. 10]. Однажды с ним произошёл случай, который стал поводом к перемене в его жизни. «Попечитель агрономической станции, местный помещик, генерал Глазенапп потребовал, чтобы молодой сотрудник прислал розы к какому-то его семейному празднику. Сотрудник ответил, что цветы существуют на станции для опытных целей, а не для начальства. Это была недозволенная дерзость. И Пришвина уволили» [4, с. 10].
Оставив агрономию, Пришвин становится корреспондентом петербургских газет «Русские ведомости», «Речь», «Утро России», «День» и других. В то же время он испытывает неудовлетворенность своей жизнью. Знакомство Пришвина с Н.Е. Ончуковым, известным этнографом, исследователем Севера, собирателем фольклора, вдохновило его на путешествие. Вместе с Ончуковым он составляет план своего первого путешествия по Олонецкой губернии.
«В 1906 году, купив на последние деньги охотничье ружье, Пришвин отправляется в северные леса. Он попадает в Выговский край неисследованного, дикого в те времена Севера, на берега Надвоицкого водопада. «Именно это место, Выговский край — вот эти выговские воды были родиной моей, как писателя», — вспоминает Пришвин.
Отправляясь в «край непуганых птиц», он хочет найти свое настоящее дело…Пришвин становится профессиональным писателем. Привезенные им вместе с образцами фольклора путевые заметки оказались художественным произведением» [4, с. 11], в котором проявилась «зоркая наблюдательность художника».
Тогда же, «в 1906 году был напечатан в одном из петербургских журналов его первый рассказ для детей – «Сашок», а в 1907 году появилась первая книга «В краю непуганых птиц». Эта книга представляет не только интерес литературный, но и географический, этнографический, фольклорный. За нее Пришвин получил звание действительного члена Российского географического общества и серебряную медаль» [1, с. 564].
Вторую книгу своих северных странствований М. Пришвин назовет «Колобок» [3, с. 11].
«Первая книга Пришвина «В краю непуганых птиц» заканчивается картиной людского потока – «водопада» на улице Петербурга: «Это не толпа, это не отдельные люди. Это глубина души одного гигантского существа, похожего на человека. Мелькают, сменяются его желания, стремления, ощущения. Но само неведомое существо спокойно шагает вперёд и вперёд» [4, с. 15].
«После «Края непуганых птиц» Пришвин создает произведения, в которых описывает свои похождения по России…….. Они – как следы писателя по родной земле: Казахстан… Дальний восток… Средняя Россия…» [4, с. 15-16].
Книга сороковых годов «Осударева дорога» заканчивается тем же образом водопада и близко повторяет концовку первой книги: «Весь водопад как единое существо живет своей жизнью, и сквозь хаос и гул явно слышится, как будто кто-то великий ступает и все вперед и вперед» [4, с. 15].
«Победное окончание Великой Отечественной войны в 1945 году Пришвин встретил повестью «Кладовая солнца» [4, с. 16]. Точнее, это сказка-быль. Сюжет о двух детях, заблудившихся в лесу. «Пришвин впервые называет свое произведение сказкой. Сказка – это точное определение стиля и содержания пришвинского творчества. Сказка по Пришвину – это созидательная сила мечты…» [4, с. 16].
Последнее произведение Михаила Пришвина – «Корабельная чаща» – это повесть-сказка. В его центре – «великий разлив северных рек, из которого как бы вытекает дальнейшее развитие сюжета, приобретая новое движение и силу» [4, с. 15].
Кроме темы природы в творчестве М.Пришвин прослеживается и тема обращения к своему внутреннему миру. Это отражается в дневнике писателя, как в документе жизни. По его дневнику были созданы циклы «Лесная капель», «Фацелия», «Глаза земли»…
«За Пришвиным прочно закрепилось определение «певца природы». Действительно, природа — это творческая лаборатория писателя, его рабочий кабинет. Здесь он черпал поэтическое вдохновение и «записывал» многие удивительные явлений прямо с натуры.
Художественные поиски М. М. Пришвина не замыкались пределами леса. Определение «певец природы» не охватывает всей многогранности творчества писателя. За полвека деятельности в литературе………Пришвин оставил после себя десятки произведений самых разнообразных жанров — от публицистических и бытовых очерков до романа-сказки и киносценария………. Его всегда волновала судьба Родины, русского народа, устное поэтическое творчество которого он считал истоком своей литературной деятельности. «Мое слово получено мною от русского народа через его устную словесность» [2, с. 4].
Традиции Пришвина нашли продолжение в творчестве таких писателей, как Г.А. Скребицкий, Н.И. Сладков, Е.И. Чарушин, Э.Ю. Шим и др.
Цитаты из источников:
- Горышин Г. Перечитывая Пришвина / Глеб Горышин // Пришвин, М.М. Кладовая солнца. Глаза земли. Корабельная чаща / М.М. Пришвин ; [послесл. Глеба Горышина]. Л. : Лениздат, 1978. С. 559-566.
- Пахомова М.Ф. Михаил Михайлович Пришвин. Л.: Просвещение, 1970. 128 с.
- Пришвин М.М. Творить будущий мир. М. : Молодая гвардия, 1989. 224 с.
- Пришвина В.Д. Круг жизни / В.Д, Пришвина // Пришвин М.М. Избранные произведения. В 2 т. Т. 1. М. : Художественная литература, 1972. С. 5-21.
Библиографический список материалов школьной библиотеки о М.М. Пришвине:
- Горышин, Г. Перечитывая Пришвина : [послесловие] / Глеб Горышин // Пришвин, М.М. Кладовая солнца. Глаза земли. Корабельная чаща / М.М. Пришвин ; [послесл. Глеба Горышина] – Л. : Лениздат, 1978. – С. 559-566.
- Дановский, А.В. Детская литература [Текст] : Хрестоматия : учеб. пособие для пед. училищ по спец. 2001 «Преподавание в нач. классах общеобразоват. школы» / сост. А.В. Дановский. – М. : Просвещение, 1978. – С. 251-252.
- Ершов Г.А. М.М. Пришвин. Золотой Луг : [комментарии] / Г.А. Ершов // Пришвин М.М. Золотой луг / М.М. Пришвин [и др.] ; вступ. ст. В.А. Солоухина [и др.] ; коммент. Г.А. Ершова [и др.]; рис. Н.А. Устинова. – М. : Дет. лит., 1982. – С. 685-689.
- Пахомова, М.Ф. Михаил Михайлович Пришвин [Текст] / М.Ф. Пахомова ; [рец.: к.ф.н. А.И. Павловский, Т.Ю. Хмельницкая]. – Л. : Просвещение, 1970. – 126, [2] с.
- Пришвин, М.М. Творить будущий мир [Текст] : [очерки, письма] / М.М. Пришвин ; сост. и авт. примеч. Л.А. Рязанова ; предисл. В. Курбатова ; [исп. фотоработы М.М. Пришвина и фото из семейного архива]. – М. : Молодая гвардия, 1989. – 221, [3] с. - Писатель – молодежь – жизнь. – ISBN 5-235-00564-3.
- Пришвина В.Д. Круг жизни [Текст] : [вступительная статья к книге] / В.Д. Пришвина // Пришвин М.М. Избранные произведения. В 2 т. Т. 1 / М.М. Пришвин ; сост. и вступ. статья В.Д. Пришвиной ; [на вкл. портр. работы Г. Верейского]. – М. : Художественная литература, 1972. – С. 5-21.
- Солоухин В.А. Очарованный странник : [вступительная статья] / В.А. Солоухин // Пришвин М.М. Золотой луг / М.М. Пришвин [и др.] ; вступ. ст. В.А. Солоухина [и др.] ; коммент. Г.А. Ершова [и др.]; рис. Н.А. Устинова. – М. : Дет. лит., 1982. – С. 5-14.
- Фёдоров, В. Предисловие [Текст] / В. Фёдоров // Пришвин М.М. Курымушка [Текст] / М.М. Пришвин ; предисл. В. Федорова ; иллюстр. В. Панова. – М. : Дет. лит., 1986. – С. 5-10.
|