|
|
|
|
Иллюстрации художника Е. А. Румянцевой из книги
Русские народные праздники [Текст] / Л. Михеева ; худож. Е. А. Румянцева - М. : Дрофа - Плюс, 2007. - 77, [3] c. - (Наше Отечество). - ISBN 978-5-9555-1155-9. |
Немного о празднике. Русские традиции
Пасха
Христианская Пасха — это память о жертве Иисуса Христа, о смерти Его на кресте и Воскресении. Своей смертью, своей добровольной жертвой Христос искупил грехи людей и подарил им бессмертие души, вечную жизнь. Христос был предан одним из своих учеников — Иудой — и обречен на мучительную смерть на кресте. Он воскрес в ночь с субботы на воскресенье. Праздник Пасхи отмечается по лунному календарю; в лунном месяце 28 дней, а не 30 (или 31), как в солнечном. Поэтому день праздника не закреплен в числах, но всегда приходится на промежуток между 4 апреля и 7 мая.
На Пасху принято печь куличи и красить яйца.
Кулич — это сдобный хлеб, специально предназначенный для праздничного пасхального стола. В древности в храмах торжественно освящали хлеб и вино. Апостолы (ученики Иисуса Христа) во время пасхальной службы освящали хлеб и клали на стол, где было свободное место, в память о том, что с ними был их учитель — Христос.
В церкви верующим раздают маленькие круглые хлебцы — просфоры (в переводе с греческого языка это слово означает «приносимое», то есть то, что приносят в храм), а в Пасху выпекают большой круглый хлеб — артос (по-гречески «хлеб»). Дома вместо артоса пекут куличи. В переводе с греческого языка «кулич» означает «крендель». Форма кулича обычно была круглой, высокой, посередине верхушки — крест из теста. В кулич обязательно добавляли много яиц, масла, молока, изюма, сахара, чтобы сделать его сдобным и «разговеться» после строгого поста. Крестьяне обычно загадывали: если кулич выходит ладный, красивый, высокий, хорошо пропеченный, то весь год в семье будет все хорошо, а если верхушка кулича трескалась или он не пропекался, жди несчастья, беды.
Кулич занимал на пасхальном столе почетное место. Его делили на столько кусков, сколько человек в семье. . Страстную субботу, перед Светлым Воскресением Христовым, куличи и крашеные яйца освящались в церкви.
На праздничном столе была и сырная пасха, то есть сделанное из творога сладкое кушанье, в форме пирамиды. В него кладут изюм, цукаты, орехи.
Так же как куличи, на Пасху освящают крашеные яйца. По преданию, святая Мария Магдалина подарила римскому императору на Пасху крашеное яйцо со словами «Христос воскресе!». С тех пор и повелось красить яйца на Пасху (чаще всего в красный цвет, как цвет крови Спасителя — Иисуса Христа) и обмениваться ими. Это называется христосоваться: люди поздравляют друг друга с праздником, трижды целуются в знак любви и мира, обнимаются, а в руках держат крашеные яйца, которые дарят друг другу. «Христос воскресе!» — «Воистину воскресе!» Так говорили друг другу апостолы, когда передавали эту радостную весть. Часто на Пасху дарят писанки, то есть расписные фарфоровые яйца, украшенные золотом, узорами из цветов, трав, фигурок птиц, животных. Иногда их ставят в доме на подставку, у икон, или подвешивают на золоченой ленте.
Окрашивать яйца начинали на Страстной неделе, в четверг или в Страстную субботу. Красили чаще всего луковыми перьями (шелухой от лука) — это давало красноватый тон. Иногда красили в зеленый или желтый цвет. Для этого брали сушеные листья березы или травы, которые хранили с лета. С крашеными яйцами приходили на родительские могилы, крошили яйца, думали, что птицы поклюют их и попросят Бога за умерших. Люди верили, что освященные пасхальные яйца имеют чудесную силу: защитят от зла, бед, болезней, помогут вырастить хороший урожай. Для этого перед пахотой яйца закапывали в землю.
На Пасху в деревнях были игры и забавы с крашеными яйцами. Молодые парни держали в руках по нескольку яиц и бились ими. Побеждал тот, у кого больше яиц оставались целыми. Игра называлась «битки». Иногда яйца катили с горки по деревянным желобкам. Когда катившееся яйцо ударялось и разбивалось о те яйца, которые лежали на земле внизу, оно считалось битым, а его владелец — побежденным.
Пасхальные торжества начинались с крестного хода.
Крестный ход — это торжественное шествие из одного храма в другой или вокруг храма с иконами, святынями церкви, хоругвями (это церковное знамя с изображением Христа, Богородицы, святых), крестом. Священнослужители пели молитвы. Крестный ход совершался (и совершается) на Пасху и в каждый день Пасхальной недели. Когда возвращались к церковному порогу, священник торжественно объявлял: «Христос воскресе!» После этого все входили в храм, и церковная служба продолжалась. Она заканчивалась уже под утро. Выходя из храма, люди поздравляли друг друга с Пасхой, звучал торжественный колокольный звон, в храме зажигали все свечи.
Воскресение Христово дома отмечали праздничным завтраком — трапезой. После долгого поста люди с радостью разговлялись — ели ту пищу, которая в пост была запрещена. Начинали праздничный завтрак с яиц, кулича и творожной пасхи.
На другой день можно было веселиться, играть, петь; на улицах деревень устанавливали качели для молодежи; ходили друг к другу в гости, девушки водили хороводы.Когда наступало пасхальное утро, весь мир преображался, солнышко радовалось, улыбалось, всегда была ясная, хорошая погода. Крестьяне считали, что солнышко играет — трепещется — к хорошей жизни, богатому урожаю. Дети при появлении солнца пели:
Солнышко, вёдрышко,
Выгляни в окошко!
...............................................
Источник:
Русские традиции и праздники [Текст] / Л. Михеева, М. Короткова. - М. : Дрофа-Плюс, 2007. - 302, [2] c. - (Отечество). - ISBN 978-5-9555-1112-2
Также информацию о праздновании Пасхи можно найти в книгах:
Панкеев И.А. Обычаи и традиции русского народа [Текст] / И.А. Панкеев. - 2-е изд., испр. - М. : ОЛМА-ПРЕСС, 1999. - 542 с.
Русские народные праздники [Текст] / Л. Михеева ; худож. Е.А. Румянцева - М. : Дрофа - Плюс, 2007. - 77, [3] c. - (Наше Отечество). - ISBN 978-5-9555-1155-9
Если вас заинтересовали эти книги, то с ними можно подробнее ознакомиться в читальном зале школьной библиотеки.
|